ФКУ "Объединенная дирекция по реализации Федеральных инвестиционных программ" Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации

ФКУ «Объединенная дирекция по реализации Федеральных инвестиционных программ» Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации»

Основное мероприятие «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» государственной программы «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан России»

Могут ли граждане, уволенные с военной службы и вставшие до 1 января 2005 г. на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий в органах местного самоуправления, претендовать на получение жилищной субсидии...

Нет, не могут по следующим обстоятельствам.

Постановление Правительства РВ от 3 февраля 2014 г. № 76, утверждает Правила расчета субсидии для приобретения или строительства жилого помещения (жилых помещений), предоставляемой военнослужащим - гражданам Российской Федерации и иным лицам в соответствии с Федеральным законом «О статусе военнослужащих».

Предоставление субсидии и выделение единовременной денежной выплаты (ЕДВ) являются двумя совершенно разными способами жилищного обеспечения и ориентированы на разные категории граждан, перед которыми имеются федеральные жилищные обязательства:

1.Жилищная субсидия в соответствии с Федеральным законом может предоставляться только военнослужащим, гражданам уволенным с военной службы, членам семей военнослужащих, погибших (умерших) в период прохождения военной службы, и членам семей граждан, проходивших военную службу по контракту и погибших (умерших) после увольнения с военной службы, состоящим на учёте нуждающихся в жилых помещениях в федеральном органе исполнительной власти.

Субсидии предоставляются следующим категориям граждан, состоящим на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий в федеральном органе исполнительной власти, где законодательством предусмотрена военная служба:

военнослужащим - гражданам, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года;

 военнослужащим - гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях;

гражданам, уволенным с военной службы, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более, не обеспеченным на момент увольнения с военной службы жилыми помещениями;

 членам семей военнослужащих (за исключением военнослужащих, участвовавших в накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих), погибших (умерших) в период прохождения военной службы, и членам семей граждан, проходивших военную службу по контракту и погибших (умерших) после увольнения с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет.

2.ЕДВ предоставляются гражданам, уволенные с военной службы (службы), и приравненным к ним лицам, которые до 1 января 2005 г. были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Порядок расчета ЕДВ определен отдельным нормативно-правовым актом Правительства Российской Федерации (постановление Правительства РФ от 2011 года № 303).

Развернуть блок

Как правильно определять норматив общей площади жилого помещения при предоставлении единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения членам семей погибших (умерших) граждан, уволенных с военной службы?

Как правильно определять норматив общей площади жилого помещения при предоставлении единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения членам семей погибших (умерших) граждан, уволенных с военной службы?

Согласно подпункту «а» пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 21.04.2011 № 303 «О некоторых вопросах, связанных с предоставлением субвенций субъектам Российской Федерации на осуществление полномочий Российской Федерации по обеспечению жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы (службы), и приравненных к ним лиц, переданных для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации» при расчете размера единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения (далее – единовременная денежная выплата), предоставляемой гражданам, уволенным с военной службы (службы), и приравненным к ним лицам, применяются нормативы общей площади жилого помещения для расчета размера социальной выплаты, установленные пунктами 16, 16.1 и абзацем первым пункта 16.2 Правил выпуска и реализации сертификатов, для участников Подпрограммы.

В соответствии с пунктом 1.1 статьи 15.1 Федерального закона от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (далее – Федеральный закон) при предоставлении жилого помещения в соответствии с Федеральным законом членам семьи погибшего (умершего) военнослужащего (гражданина, уволенного с военной службы) размер общей площади предоставляемого жилого помещения определяется исходя из состава семьи военнослужащего (гражданина, уволенного с военной службы) на дату его гибели (смерти). При этом согласно абзацу третьему пункта 3.1 статьи 24 Федерального закона члены семей погибших (умерших) граждан обеспечиваются жилыми помещениями с учетом права военнослужащего или гражданина, уволенного с военной службы, на дополнительную общую площадь жилого помещения на дату его гибели (смерти).

Таким образом, учитывая, что согласно пункту 2.1 статьи 15 Федерального закона предоставление единовременной денежной выплаты является одним из способов обеспечения данной категории граждан жилыми помещениями, по мнению ФКУ «Объединенная дирекция» Минстроя России, норматив общей площади жилого помещения при ее предоставлении должен определяться исходя из состава семьи гражданина, уволенного с военной службы), на дату его гибели (смерти), с учетом права данного гражданина на дополнительную общую площадь жилого помещения на дату его гибели (смерти).

При этом обращаем внимание, что при рассмотрении вопроса определения норматива общей площади жилого помещения при обеспечении жилыми помещениями членов семей погибших (умерших) граждан суды, руководствуясь пунктом 29 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.05.2014 № 8 «О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих», обязывают предоставлять жилищные субсидии либо жилые помещения данной категории граждан с учетом права погибшего (умершего) военнослужащего или гражданина, уволенного с военной службы, в том числе на дополнительную общую площадь жилого помещения на дату его гибели (смерти).

 

Развернуть блок

Необходимо ли гражданину, уволенному с военной службы, в случае изменения избранного места жительства регистрироваться по месту жительства в населенном пункте, который он избрал?

Необходимо ли гражданину, уволенному с военной службы, в случае изменения избранного места жительства регистрироваться по месту жительства в населенном пункте, который он избрал?

Федеральным законом от 02.11.2013 № 297-ФЗ «О внесении изменений в статьи 15 и 24 Федерального закона «О статусе военнослужащих» и Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «О статусе военнослужащих» и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан» за гражданами, уволенными с военной службы (службы), и приравненными к ним лицами, вставшими до 01.01.2005 на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий в органах местного самоуправления (далее – граждане, уволенные с военной службы (службы)) закреплено право на обеспечение жилыми помещениями за счет средств федерального бюджета при переезде после 01.01.2005 на постоянное место жительства в другой субъект Российской Федерации.

Таким образом, начиная с 2013 года, нормативно-правовом поле, регулирующее вопросы жилищного обеспечения граждан, уволенных с военной службы, содержит положения, предусматривающие механизмы обеспечения указанной категории граждан при переезде на другое постоянное место жительства в другой регион России.

В частности, согласно пункту 22 Правил учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.09.1998 № 1054 (далее – Правила), установлено, что в случае, если гражданин, уволенный с военной службы, изъявит желание изменить постоянное место жительства после увольнения со службы и встать на очередь на получение жилых помещений в другом населенном пункте, документы учетного дела высылаются по его заявлению в орган местного самоуправления по вновь избранному постоянному месту жительства.

Данные положения Правил имеют прямое толкование, в данном случае речь идет о подлинниках документов, входящих в учетное дело, которое формировалось по первоначально избранному месту жительства.

При этом следует отметить, что пересылка документов учетного дела по новому месту жительства является не основным условием реализации гражданином, уволенным с военной службы, своего права на обеспечение жилым помещением за счет средств федерального бюджета в регионе России, куда он собирается переехать после 01.01.2005.

Федеральный закон от 02.11.2013 № 297-ФЗ содержит нормы, согласно которым для окончательной реализации данного права гражданам, уволенным с военной службы, необходимо встать по новому месту жительства на учет в качестве нуждающихся в жилые помещения (улучшении жилищных условий).

Порядок постановки на указанный учет регламентирован статьями 49-53 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ), где федеральный законодатель устанавливает обязательную привязку вопроса постановки на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях (улучшении жилищных условий) к месту жительства гражданина (статья 52 ЖК РФ).

Согласно положениям постановления Правительства Российской Федерации от 17.07.1995 № 713 «Об утверждении Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию» следует, что определить место жительства гражданина, т.е. место его постоянного или преимущественного проживания, в том числе для целей постановки его учет, представляется возможным лишь исходя из данных о его регистрации по месту жительства. Иной подход приводил бы к злоупотреблениям со стороны граждан (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 09.04.2002 № 123-О).

Развернуть блок

Какими нормативными правовыми актами до выхода Постановления правительства РФ от 6 сентября 1998 г. № 1054 руководствовались органы местного самоуправления при постановке в льготную граждан, уволенных с военной службы (службы), и приравненных к ним лиц?

Какими нормативными правовыми актами до выхода Постановления правительства РФ от 6 сентября 1998 г. № 1054 руководствовались органы местного самоуправления при постановке в льготную граждан, уволенных с военной службы (службы), и приравненных к ним лиц?

 

Право граждан, уволенных с военной службы (службы), при постановке на очередь органами местного самоуправления до выхода Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 1998 г. №1054 определялось следующими нормативными правовыми актами: Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 21 марта 1989 г. №237-74, от 20 января 1960 г. №74 и Постановлением Совета Министров СССР от 17 февраля 1981 г. № 193. При этом порядок учета граждан, уволенных с военной службы (службы), остался прежним.

В частности, до вступления в силу Закона Российской Федерации от
22 января 1993 г. № 4338-I «О статусе военнослужащих» порядок обеспечения жильем в избранном постоянном месте жительства граждан, уволенных с военной службы, регулировался законодательством СССР, в частности Положением о льготах для военнослужащих, военнообязанных, лиц, уволенных с военной службы в отставку, и их семей, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 17.02.1981 № 193, в соответствии с которым военнослужащие сверхсрочной службы, прапорщики, мичманы и лица офицерского состава, уволенные в запас или в отставку по состоянию здоровья, возрасту или по сокращению штатов, подлежали обеспечению исполнительными комитетами местных Советов народных депутатов жилой площадью в первую очередь, но не позднее чем в трехмесячный срок со дня прибытия к месту жительства, избранного с учетом существующего порядка прописки.

Обеспечение жилой площадью военнослужащих сверхсрочной службы, прапорщиков и мичманов в указанном порядке производилось при условии, если они находились на действительной военной службе не менее 20 календарных лет. Лицам офицерского состава, уволенным в запас или в отставку по вышеуказанным основаниям, указанная льгота предоставлялась вне зависимости от продолжительности их военной службы.

Постановление СМ СССР от 17 февраля 1981 г. N 193 "Об утверждении Положения о льготах для военнослужащих, военнообязанных, лиц, уволенных с воинской службы в отставку, и их семей" (с изменениями и дополнениями) (не действует)

Положение о льготах для военнослужащих, военнообязанных, лиц, уволенных с воинской службы в отставку, и их семей

Глава III. Жилищные льготы

 

19. Военнослужащие сверхсрочной службы, прапорщики, мичманы и лица офицерского состава, уволенные в запас или в отставку по состоянию здоровья, возрасту или по сокращению штатов, обеспечиваются исполнительными комитетами местных Советов народных депутатов жилой площадью (независимо от ее ведомственной принадлежности, за исключением Министерства обороны, Комитета государственной безопасности СССР и внутренних войск) в первую очередь, но не позднее чем в трехмесячный срок со дня прибытия к месту жительства, избранного с учетом существующего порядка прописки.

При этом обеспечение жилой площадью военнослужащих сверхсрочной службы, прапорщиков и мичманов в указанном порядке производится при условии, если они находились на действительной военной службе не менее 20 календарных лет.

 

Развернуть блок

Имеют ли право на обеспечение жилыми помещениями за счет средств федерального бюджета (в рамках мероприятий, предусмотренных пунктом 2.1 статьи 15 ФЗ от 27.05.1998 № 76-ФЗ) граждане, уволенные с военной службы стран Содружества независимых государств?

Имеют ли право на обеспечение жилыми помещениями за счет средств федерального бюджета (в рамках мероприятий, предусмотренных пунктом 2.1 статьи 15 ФЗ от 27.05.1998 № 76-ФЗ) граждане, уволенные с военной службы стран Содружества независимых государств?

 

В данном случае при определении права на обеспечение жильем в рамках Федерального закона от 08.12.2010 № 342-ФЗ необходимо, прежде всего, учитывать временные параметры увольнения с военной службы из воинских частей, дислоцированных в странах Ближнего Зарубежья, сравнивая их с датой 31 декабря 1994 года.

Вариант 1. Гражданин уволен с военной службы из стран СНГ до 31 декабря 1994 года.

В соответствии со статьей 62 Закона Российской Федерации от 11 февраля 1993 г. № 4455-I (далее – Закон) гражданин РФ, проходящий военную службу в воинских формированиях других государств (бывших республик СССР), сохраняет правовое положение военнослужащего, предусмотренное Законом, только до окончания переходного периода. Пунктом 2 Постановления ВСРФ «О порядке введения в действие Закона Российской Федерации «О воинской обязанности и военной службе» был установлен срок переходного периода, предусмотренного Законом, - до 31 декабря 1994 г.

Если гражданин был уволен с военной службы из бывших республик СССР до окончания переходного периода, то на него распространяются порядок и условия обеспечения жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы, и совместно проживающих с ними членов их семей, предусмотренные пунктом 2.1 статьи 15 и статьей 15.1 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих».

Вариант 2. Гражданин уволен с военной службы из стран СНГ после 31 декабря 1994 года.

Согласно п.5 Постановления ВСРФ от 19.05.1993 № 4983-1 «О некоторых мерах, связанных с исполнением закона Российской Федерации «О воинской обязанности и военной службе» установлено, что граждане Российской Федерации, проходившие военную службу в воинских частях Вооруженных Сил и других воинских формирований СССР и СНГ до принятия этих воинских формирований в юрисдикцию Российской Федерации и заключившие контракт о прохождении военной службы в национальных армиях государств - республик бывшего СССР, сохраняют правовое положение военнослужащего, предусмотренное законами Российской Федерации, до 31 декабря 1999 года при условии заключения и ратификации в установленном порядке соответствующих двусторонних межгосударственных договоров. При несоблюдении указанных условий правовое положение указанных лиц, предусмотренное законами Российской Федерации, сохраняется до окончания переходного периода (31.12.1994).

Особенное внимание необходимо обратить на тот факт, что Соглашение об обеспечении жилыми помещениями военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей в государствах-участниках СНГ (подписано в г.Москве 28.03.1997 года) со стороны Российской Федерацией было подписано, но не ратифицировано.

Российская Федерация не приняла на себя обязательства на обеспечение жилыми помещениями военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы после окончания переходного периода, и членов их семей в государствах-участниках Содружества Независимых Государств

В данном случае следует также учитывать положения Распоряжения Президента РФ от 09.02.2013 г. № 44-рп, которое фактически поддержало предложение Правительства РФ о намерении Российской Федерации не относиться к участникам указанного выше Соглашения.

Развернуть блок

Можно ли одновременно применять нормы Федерального закона от 8 декабря 2010 г. № 342-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О статусе военнослужащих» и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан» и положения части 1 статьи 58 Жил

В соответствии с положениями статьи 1 Федерального закона от 08.12.2010  № 342-ФЗ размер общей площади жилых помещений, предоставляемых гражданам, уволенным с военной службы (службы), и приравненным к ним лицам, в собственность бесплатно или по договору социального найма должен определяться в соответствии с пунктами 1 – 3 статьи 15.1 Федерального закона от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих».

В соответствии с данными законодательными нормами  норматив общей площади жилого помещения, которое может быть предоставлено семье вдовы военнослужащего, состоящей из двух человек разного пола (вдова и ее совершеннолетний сын) может варьироваться в интервале от36 кв. метров до 45 кв. метров (при условии отсутствия права на дополнительную площадь).

В отношении искомых противоречий между нормами части 1 статьи 58 Жилищного кодекса РФ и статьи 1 Федерального закона от 08.12.2010 № 342-ФЗ целесообразно сообщить следующее.

Федеральный закон от 8 декабря 2010 г. № 342-ФЗ выпущен позже Кодекса и является специализированным законодательным актом, регулирующим порядок и условия обеспечения жильем граждан, уволенных с военной службы (службы), и приравненных к ним лиц.

При наличии противоречия между равными по юридической силе федеральными законодательными актами приоритет сохраняется за законом, который принят позже по времени и (или) является специальным актом, регулирующим спорные правоотношения.

Развернуть блок