Конституционный Суд признал не соответствующими Конституции Российской Федерации отдельные требования, предъявляемые к гражданам, претендующим на получение жилищной субсидии в связи с переездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.

14 ноября 2023

Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 17 октября 2023 г. № 48-П «По делу о проверке конституционности части 1 статьи 2 Федерального закона от 20 июля 2020 года № 228-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» в связи с жалобой гражданина С.А. Борисова» (далее – Постановление КСРФ № 48-П, Закон № 228-ФЗ) часть 1 статьи 2 Закона № 228-ФЗ признана не соответствующей статьям 7, 40 (часть 3), 55 (часть 3) и 75.1 Конституции Российской Федерации в той мере, в какой придание ею обратной силы рассматривается как основание для снятия с учета имеющих право на получение жилищной субсидии тех лиц, которые состояли на таком учете до вступления в силу оспариваемого законоположения и которым и (или) членам их семей в этот период в качестве меры государственной поддержки был предоставлен земельный участок для строительства жилого дома, притом что они не возвели на нем строение, отвечающее нормативным признакам жилого дома и с учетом которого обеспечивалась бы общая площадь жилого помещения на одного члена семьи не менее учетной нормы площади жилого помещения, установленной органом местного самоуправления в соответствии со статьей 50 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Закон № 228-ФЗ в 2020 году уточнил требования и условия приобретения гражданами права на получение жилищной субсидии, предусмотренной Федеральным законом от 25.10.2002 № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» (далее – Закон № 125-ФЗ, жилищные субсидии), в том числе обязательное неполучение гражданами земельных участков для строительства жилого дома. При этом, согласно статье 2 Закона № 228-ФЗ новая норма была распространена на очередников, которые уже состояли на учете в качестве имеющих право на получение жилищной субсидии, в части подтверждения их права на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета в рамках Закона № 125-ФЗ (согласно докладов субъектов Российской Федерации в Российской Федерации новые требования по данному вопросу коснулись 12 очередников, которые были сняты с учета имеющих право на получение жилищной субсидии, что стало причиной обращения в Конституционный Суд).

Вернуться к списку