Верховный Суд Российской Федерации отказал администрации ЗАТО Александровск Мурманской области в передаче кассационной жалобы

1 сентября 2022


Верховный Суд Российской Федерации отказал администрации муниципального образования ЗАТО Александровск Мурманской области в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации, тем самым подтвердив правовую позицию ФКУ «Объединенная дирекция» Минстроя России по вопросу расчета размера социальной выплаты для приобретения жилых помещений, предоставляемой гражданам, подлежащим переселению за пределы закрытых административно-территориальных образований (далее – ЗАТО), которыми в течении пяти лет, предшествующих предоставлению государственного жилищного сертификата, были осуществлены сделки по отчуждению жилых помещений, расположенных на территории ЗАТО.
Согласно положениям пункта 13 Правил выпуска и реализации сертификатов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 г. № 153 (далее – Правила), установлено, что полномочия по определению порядка расчета социальной выплаты, предоставляемой посредством сертификата категории граждан, указанной в подпункте «к» пункта 5 Правил (граждане, подлежащие переселению за пределы ЗАТО), переданы Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.
Действуя в рамках указанных полномочий, издан приказ Минстроя России
от 15 сентября 2015 г. № 661/пр «Об утверждении порядка принятия органами местного самоуправления закрытых административно-территориальных образований граждан, претендующих на получение социальной выплаты для приобретения жилого помещения за границами закрытого административно-территориального образования, на учет, порядка и форм их учета, а также определения размера социальной выплаты для приобретения жилого помещения», который зарегистрирован установленным порядком в Минюсте России 16 октября 2015 г. за № 39351 (далее – приказ № 661/пр).
Согласно положениям пункта 4 Приложения № 3 к приказу № 661/пр (Порядок и формы определения размера социальной выплаты для приобретения жилого помещения за границами закрытого административно-территориального образования (далее – Порядок)) установлено:
«4. Для граждан, имеющих право на получение социальной выплаты
в соответствии с частью 1 статьи 3 Федерального закона «О внесении изменений
в Закон Российской Федерации «О закрытом административно-территориальном образовании», в статью 17 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и об обеспечении мер государственной поддержки в отношении отдельных категорий граждан», норматив общей площади жилого помещения, определенный в соответствии с пунктами 2 и 3 настоящего Порядка, уменьшается:
на общую площадь расположенных за границами закрытого административно-территориального образования жилых помещений, принадлежащих гражданину и (или) членам его семьи на праве собственности;
на общую площадь жилых помещений, на которую в результате совершенных гражданином и (или) членами его семьи действий и гражданско-правовых сделок уменьшился размер занимаемых (имеющихся) жилых помещений, расположенных за границами закрытого административно-территориального образования, или в отношении которой произведено отчуждение. Такое уменьшение производится в течение 5 лет со дня совершения указанных действий или гражданско-правовых сделок».
Исходя из указанных положений Порядка, имеющих прямое толкование, норматив общей площади жилых помещений, который будет использован при расчете размера социальной выплаты, предоставляемой по сертификату, должен в обязательном порядке уменьшаться на величину общей площади жилых помещений, которые были отчуждены получателем сертификата и (или) членами его семьи в течение предшествующих моменту получения сертификата пяти лет – независимо от того, где расположены отчужденные жилые помещения (на территории ЗАТО либо за пределами ЗАТО).
В рамках проведенных Минстроем России плановых контрольных мероприятий выявлены факты, когда органы местного самоуправления ЗАТО при расчете размера социальной выплаты не учитывали совершенных получателями сертификатов сделок по отчуждению жилых помещений, расположенных на территории ЗАТО и принадлежащих им на праве собственности.
Данные факты стали предметом судебных разбирательств, по результатам которых позиция ФКУ «Объединенная дирекция» Минстроя России о необходимости обязательного учитывания совершенных получателями сертификатов сделок по отчуждению жилых помещений, расположенных на территории ЗАТО, подтверждена в полном объеме.

Вернуться к списку